BELGOROD MUSICFEST ON FACEBOOK
BelgorodMusicFest »BORISLAV STRULEV AND FRIENDS» International Music Festival
BELGOROD MUSICFEST ON FACEBOOK
Будущей весной жителей областного центра ждет очередной фестиваль BelgorodMusicFest-2014 «Борислав Струлев и друзья». Традиционно в рамках трех концертных дней по приглашению известного виолончелиста, арт-директора фестиваля Борислава Струлева в Белгородской государственной филармонии при поддержке Фонда классического музыкального искусства выступят звезды отечественной и мировой сцены.
Едва ли не самое ожидаемое событие культурной жизни Белгорода пройдет в марте. В этом году, по обещанию идейного вдохновителя проекта, не только полностью обновится состав гостей, но и расширится жанровое разнообразие.
Первый концертный день порадует любителей академической музыки. Программу откроет одна из лучших меццо-сопрано мира, народная артистка СССР Елена Образцова. Оперная звезда, солистка Большого театра, исполнявшая главные партии в «Борисе Годунове», «Аиде», «Кармен», отпразднует в Белгороде 50-летие своей творческой деятельности. Компанию меццо-сопрано Образцовой составит колоратурное сопрано солистки Мариинского театра Ольги Пудовой.
В этот же день букеты цветов падут к ногам примы-балерины Мариинского театра Юлии Махалиной. В послужном списке народной артистки России – около 60 партий в классических и современных балетах. Также на сцену выйдут человек-оркестр Элиас Файнгерш с тромбоном, который может играть голосами нескольких музыкальных инструментов, и пианист-виртуоз Леонид Пташка – он представит свои новые обработки с белгородским оркестром под управлением Натальи Боровик.
Продолжится фестиваль 12 марта. В этот день планируется выступление венгерского скрипача Роби Лакатоша и его ансамбля. Лакатош – потомок Яноша Бихари, стремится играть «музыку нового века».
Финальной точкой фестиваля будет музыкальная программа 15 марта. В первом отделении Большой зал филармонии наполнится колокольным звоном. Русская звонница «София» – уникальный в своем роде музыкальный инструмент весом 500 килограммов был изобретен в Москве в 2009 году и предназначен для сольного исполнения колокольных звонов и игры в музыкальных ансамблях и оркестрах.
Также белгородцы услышат «молодого Пьяццолу», аргентинского бандонеониста Хуана Пабло Джофре. Бандонеон – это разновидность гармоники, которая использовалась для исполнения духовой музыки в церквях Германии. В конце XIX века инструмент завезли в Аргентину, родину Джофре, и включили бандонеон в состав танго-оркестров. Это придало аргентинскому танго необычайное звучание.
А закроет BelgorodMusicFest-2014 ансамбль Георгия Гараняна «Мелодия». Эстрадно-джазовый оркестр, основанный еще в 1973 году, исполнит известные джазовые стандарты в своей излюбленной манере.
На роль ведущего фестиваля «Борислав Струлев и друзья» планируют пригласить известного музыковеда Святослава Бэлзу.
BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» завершён
«Борислав Струлёв и друзья»! Встречаем!
18, 21 и 25 апреля в Белгороде проходит 1-й Международный музыкальный фестиваль «От классики до джаза». Накануне открытия один из организаторов и главных участников music-fest’а Борислав Струлёв дал эксклюзивное интервью журналу «Афишка».
Почему Белгород выбран местом проведения нового фестиваля? Да потому что Белгород «созрел» для таких больших международных музыкальных праздников серьёзного искусства. Здесь есть все условия: прекрасно воспитанная, отзывчивая, доброжелательная публика; замечательное огромное новое здание филармонии; «добрая воля» первых лиц белгородской власти и руководителей белгородской культуры; спонсоры, желающие и умеющие вкладывать деньги в развитие классической музыки, и, наконец, люди, — белгородские музыканты, чей профессиональный уровень я оцениваю очень высоко и поэтому с радостью согласился сотрудничать.
Особо хочу заметить, что белгородские музыканты живут здесь не потому, что не могли бы найти работу в столицах или более крупных городах, а потому что понимают, что в Белгородской филармонии они имеют все возможности для профессиональной самореализации.
И потом, музыка ведь должна существовать везде, где живут люди, это часть их жизни, будь то Сочи или Ханты-Мансийск, Белгород или Белгородская область. Ведь провинциализм или столичность — это понятия не географического, а духовного порядка. Работая при подготовке программ фестиваля с Камерным оркестром Натальи Боровик, или Камерным хором Елены Алексеевой, я это хорошо почувствовал. Я глубоко удовлетворён высокопрофессиональным уровнем белгородских музыкантов.
«Дух дышит, где хочет», — говорил Альфред Шнитке. В Белгородской филармонии он жив, но Дух умирает там, где царят самоуспокоенность, пиво, узко-клановые и меркантильные интересы, и, напротив, расцветает в атмосфере поисков и творческой требовательности. Последнее я увидел в Белгороде, и поэтому сотрудничаю с руководителем Камерного оркестра филармонии Натальей Боровик, инициировавшей этот фестиваль.
О его проведении была договорённость год назад и в связи с этим мне предстоит пробыть в Белгороде около двух недель. Единственное, о чём я жалею, что пока мало соприкасаюсь с музыкальными учебными заведениями города. Помимо филармонии, я и мои белгородские друзья-музыканты проведём благотворительные концерты, в частности, для больных детей, здесь это традиционно для пасхальных недель.
Приглашение в Белгород я принял ещё и потому, что это — современный, чистый, европейского типа город. На этой земле проходило одно из самых кровопролитных сражений 2-й мировой войны, и эта историческая память здесь свято чтится. Неустанный труд вот уже третьего поколения белгородцев, живущих без таких страшных потрясений как война, превратил эту землю в привлекательный, зелёный, цветущий уголок нашей планеты.
И после достижения определённого уровня достатка следом должно наступить время нескончаемой, неутоляемой жажды полноты духовной жизни. Сегодня это время для Белгорода пришло. И сегодня от нас, музыкантов, зависит сделать так, чтобы людей не отпугивали, а интересовали слова «музыкальная классика». Сегодня, наряду с академическими формами музыкальной жизни, возникают новые возможности соединения искусств, которые показались бы невозможными в ХХ веке.
Конечно, я, в первую очередь, — академический музыкант, виолончель — моя душа, мой язык, моё лучшее «я». Великий Мстислав Ростропович поднял виолончель как концертный инструмент на недосягаемую высоту, но сегодня другое время, которое испытывает нас, академических музыкантов, на верность идеалам классики и, одновременно, требует идти вперёд, на поиски новых путей.
Концепция фестиваля — он планируется ежегодным, поскольку имеет поддержку Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области — мне представляется как выведение Белгорода на орбиты мировой музыкальной жизни. Фестиваль — это всегда исполнения малоиграемых произведений, премьеры недавно написанных или написанных специально для этого фестиваля сочинений, это знакомство с исполнителями мирового уровня, так сказать, мастер-классы в действии, вовлекающие в сферу высокого искусства – от классики до джаза – самые широкие массы слушателей.
Скоро из Нью-Йорка и Москвы приедут мои друзья-музыканты (замечу, добираться из Америки в Белгород им предстоит около двух суток), участники второго и третьего – джазовых – концертов.
Кстати, интерес к ним очень велик — билеты давно раскуплены. Моя виолончель здесь не во фраке, а в довольно свободных одеждах выступит в интригующих сочетаниях с баяном (Айдар Гайнуллин), джазовым вокалом (Антуанетт Монтегю), саксофоном (Яков Мейман), скрипкой (Анна Боровик), симфоджазом братьев Ивановых и двумя разными филармоническими оркестрами под управлением Натальи Боровик и Дмитрия Филатова. И это только начало того, что я хотел бы показать в Белгороде из моих уже осуществлённых или осуществляемых проектов, где виолончель выступает в союзе с жанрами искусства театра и кино, джаза в стиле Джанго Рейнхардта и танго, даже в союзе с художественной гимнастикой, стыкующей спорт и танец.
Но, повторюсь, я был и остаюсь академическим музыкантом, а желание идти в ногу со временем, постоянные поиски современного в искусстве идёт, наверное, из детства, от очень доброжелательного отношения ко мне Тихона Николаевича Хренникова.
Именно тогда я, ученик ЦМШ при Московской консерватории, воспитываемый на Вивальди и Боккерини, стал играть очень отл
ичную от XVIII века музыку современных авторов, в частности, сочинения Тихона Николаевича. И потом, я — из артистической семьи, мой дедушка был певец в диапазоне от песен до оперы, дядя — артист и певец Олег Анофриев, родители — музыканты. Моей маме, профессиональной пианистке Марине Владимировне Струлёвой, её бережной заботе, я в решающей степени обязан своим музыкантским становлением. В смутные 90-е годы она увезла меня в Америку, чтобы растить из меня профессионального музыканта. Теперь я мечтаю привезти её в Россию, чтобы показать ей, как меняется страна, мечтаю дать наш совместный концерт в зале Белгородской филармонии.
Специально для А-фишки, с Маэстро беседовала Нина Синянская. Дата публикации: 19.04.2012
18 апреля в третий день Светлой Седмицы (1-й недели после Пасхи) в Большом зале филармонии открылся 1-й Международный фестиваль классической музыки, организованный управлением культуры Белгородской области и Белгородской государственной филармонией при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области.
Короткая официальная часть ограничилась небольшим приветственным словом начальника Белгородского управления культуры Сергея Ивановича Курганского и председателя Фонда развития классического искусства Владимира Фёдоровича Зотова. Последний пожелал белгородцам превратить свой город из «зелёной» и «мясной столицы» региона в региональную «столицу музыкальной классики». Что ж, это пожелание имеет все шансы на наших глазах стать реальностью.
Предоставив право присутствующим в зале губернатору Евгению Степановичу Савченко, Архиепископу Белгородскому и Старооскольскому Иоанну и другим официальным лицам (в их числе членам Попечительского совета Фонда развития) быть просто слушателями, большой (продолжительностью более трёх часов ) концерт начался исполнением сочинения «Святый Боже» для виолончели и хора известного современного английского православного композитора Джона Тавенера (р.1944).
Из шести номеров программы пять (за исключением концерта «Лето» А. Вивальди из цикла «Времена года») были для белгородских слушателей премьерами; из них два (Тавенер в их числе) — премьерами современных сочинений, которые были написаны специально для Борислава Струлёва.
На пасхальное приветствие С.И. Курганского: «Христос воскресе!», зал отозвался дружным «Воистину воскресе!» Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» прозвучала как молитва огромной выразительной силы, как мольба о помощи и спасении. С молитвой «Трисвятое» связывается легенда о чудесном спасении христиан в 5 веке в Константинополе во время землетрясения, когда отроку явились ангелы, поющие песнь троекратного обращения к Богу. Христиане, услышав её, прибавили к пению ангелов слова «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось.
Наверное, редко у кого не встал комок в горле при звуках истово молящей, то рыдающей, то благодарящей, необыкновенно выразительной виолончели Борислава Струлёва, сквозь которую проступала прошедшая через века суровая и человечная вера молитвы (главный дирижёр хора – Елена Алексеева). Видеоряд к музыке Тавенера – кадры мирной жизни и труда на охраняемой силами небесной благодати земле Святого Белогорья – точно сливался с глубоким смыслом замечательного концертного воплощения православной молитвы.
В программе, насыщенной головокружительными виражами эпох и стилей – из ХХ–ХХI века — в романтизм, XVIII век и обратно, в век ХIX – Борислав Струлёв познакомил публику с другим, написанным специально для него произведением — Сюитой для виолончели и камерного оркестра современного американского композитора Лу Харрисона (умер в 2003 г.). Исполненные из Сюиты 6 частей – Хорал, Пастораль, Модерато, Элегия, Интермедия, Аллегро – запомнились специфическим колоритом музыкального языка и разнообразными приёмами взаимодействия солирующей виолончели с оркестром.
Отмеченный отточенностью, виртуозным блеском и идеальным соединением солирующей скрипки (лауреат международного конкурса Анна Боровик) и оркестра под управлением Натальи Боровик концерт А. Вивальди «Лето» был единственным исполнением без Борислава Струлёва, но всецело на уровне мастерства знаменитого виолончелиста.
Никто из слушателей не мог бы сказать, что рассредоточенный в программе романтический «блок» – Октет для струнных Ми-бемоль мажор опус 20 Ф. Мендельсона, Ноктюрн (Адажио) Ф. Шуберта для фортепианного трио соч 1928 г. и Венгерская рапсодия Поппера-Листа – тоже не были для Белгорода открытием.
Большой 4-хчастный классический цикл Октета, написанный Мендельсоном в возрасте 16 лет, благоухает свежестью ощущений, аристократической элегантностью выражения и зрелостью мастерства (великолепная фуга финала, порхающие «эльфовые» темы скерцо и мн. др.).
В звучании соединённых вместе двух струнных квартетов (Вадим Леус, Анна Боровик, Сергей Левченко, Борислав Струлёв – квартет №1 и Наталья Боровик, Диана Хегай, Марина Пейтер, Валерий Михайлов – квартет №2) слушатели явственно и с удовольствием слышали направляющую и доминирующую роль превосходной виолончели Бориса Струлёва работы итальянского мастера конца 18 века Луиджи Пьятеллини.
Зато в изумительно красивом Ноктюрне Шуберта, исполненном Ириной Соколовой (фортепиано, она же – партия клавесина в концерте «Лето» Вивальлди), Анной Боровик (скрипка) и Бориславом Струлёвым (виолончель) интонация элегической нежности и умиротворённости, заданная вступлением солирующего рояля, выдерживалась всеми партнёрами идеально. Умение Ирины Соколовой находить безошибочно-точные звуковые решения в музыке любых стилей делает её исключительно ценным и желанным ансамблевым партнёром.
Завершала концерт «Венгерская рапсодия №6» Д. Поппера – Ф. Листа в исполнении Б. Струлёва и оркестра Н. Боровик, сочинение, о котором ведущая Наталья Гирявенко рассказала почти детективную историю, которую, однако, можно и дополнить.
Однажды Борислав услышал эту запись в исполнении выдающегося немецкого виолончелиста Эммануэля Фойермана (1902–1942), в 1933 г изгнанного из Германии за его «нежелательное» еврейское происхождение. Выдающийся солист-виолончелист в 20-е гг. был также участником струнного трио, куда входили скрипач Бронислав Губерман и альтист Пауль Хиндемит, один из самых крупных немецких композиторов ХХ века. С приходом к власти национал-социалистов всем этим музыкантам пришлось эмигрировать, в том числе и чистокровному арийцу Паулю Хиндемиту, женатому на дочери франкфуртского дирижёра-еврея Людвига Ротенбергера певице Гертруде Ротенбергер.
Входящая в репертуар Э. Фойермана эффектная, певучая и виртуозная «Венгерская рапсодия» для виолончели и фортепиано была создана чешским виолончелистом Дэвидом Поппером при жизни Листа и исполнялась им и его женой, ученицей Листа, выдающейся пианисткой Софи Ментер (в 1883–87 гг. – профессором Петербургской консерватории). Позже появились переложения партии фортепиано для симфонического оркестра, но с камерным оркестром Рапсодия Поппера-Листа прозвучала впервые именно на белгородском фестивале.
Овации, устроенные Б. Струлёву принесли в качестве «биса» знаменитого «Лебедя» Сен-Санса (по этому случаю в оркестре появилась арфа Инны Макаренко). Прощаясь, знаменитый гость заметил, что «удивляется выносливости белгородской публики, потому что сам валится с ног от усталости». Однако, это было трудно предположить по его виду — казалось, что Борислав, как античный герой, черпает силы, соприкасаясь со своей виолончелью (в античной мифологии Антей набирался сил, припадая к матери-Земле).
На следующем, джазовом концерте фестиваля 21 апреля, белгородцев ожидает встреча с интернациональным составом молодых солистов-исполнителей во главе с Бориславом Струлёвым и в сопровождении Камерного оркестра «Mezzo music» Белгородской филармонии (художественный руководитель – Наталья Боровик).
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская. Дата публикации: 19.04.2012
21 апреля на сцене Большого зала Белгородской государственной филармонии состоялся второй (джазовый) концерт I Международного музыкального фестиваля «От классики до джаза». Наряду с артистами филармонии выступили выдающиеся молодые музыканты современности – Антуанетт Монтегю (джазовый вокал), Анна Боровик (скрипка), Борислав Струлёв (виолончель), Яков Мейман (саксофон, флейта), Айдар Гайнуллин (баян).
Созвездие первоклассных, признанных и титулованных музыкальных имён появилось на небосклоне музыкальной жизни Белгорода из разных географических точек планеты: Нью-Йорка (А. Монтегю, Я. Мейман), Берлина (А. Гайнуллин), Москвы (А. Боровик, Б. Струлёв).
Хорошо знакомые друг с другом, а теперь и с белгородскими музыкантами – филармоническим камерным оркестром «Mezzo music» Натальи Боровик, Денисом Блехманом (ф-но), Олегом Ивановым и Сергеем Коваленко (ударные), Павлом Могильниченко (контрабас), Павлом Гапоновым (флейта) и Эмилем Кадыровым (гитара), они подарили белгородским слушателям (зал был полон) один из самых запоминающихся джазовых вечеров сезона.
В джазовых концертах с большим количеством разных исполнителей (как этот) слушатели обычно «тонут» в бурлящем музыкальном потоке. Но в этот раз было иначе, хотя высокий – «адреналиновый» тонус джаза, заданный с самого начала Антунетт Монтегю, сохранялся в течение всего вечера. Новые лица на протяжении концерта чётко откристаллизовывались в слушательском сознании своей неповторимой творческой индивидуальностью.
Этому способствовала и неперегруженность программы малоизвестными широкому слушателю джазовыми композициями. Напротив. Казалось, сцена Большого зала филармонии на какое-то время превратилась в ночной джаз-клуб, наполнившийся «вечнозелёными» мелодями Дж. Гершвина («Summertime», «The man I love»), Гато Барбьери (музыка из кинофильма «Последнее танго в Париже), Жозефа Косма («Опавшие листья» и известный стандарт нью-орлеанского джаза 20-х гг. «Когда святые маршируют») и другими. Но сделано это было (используя американскую идиому) well done!
В обоих отделениях программы – первом, джазовом, и втором, отданном танго –находили близкое для себя и слушатели с преимущественно академическим воспитанием, и аудитория с самыми широкими и всеядными вкусами. В концерте сменяли друг друга зажигательная, искрящаяся как фейерверк афроамериканская страстность голоса и стиля поведения Антуанетт Монтегю; лирическое звучание струнного оркестра; великолепный саксофон (победитель нью-йоркского конкурса «Золотой саксофон», 2006 г.) мультиинструменталиста Якова Меймана; совершенно необыкновенный, сделанный по специальному заказу в единственном экземпляре итальянской фирмой «Ballone Burini» баян Айдара Гайнуллина; очень выразительная скрипка (старинной итальянской работы) Анны Боровик.
Крайний левый фланг программы занял, как обычно, Борислав Струлёв, то превращавший (с А. Гайнуллиным) в немыслимую карикатуру «Польку» из «Ревизской сказки» А. Шнитке, то затевающий (вместе с Д. Блехманом и Я. Мейманом) для слушателей игру «Угадай мелодию» в «Опавших листьях».
Да, концерт был (как и предуведомила ведущая Наталья Гирявенко) весёлым, горячим, зажигательным и талантливым музыкальным шоу на все вкусы.
Едва ли не самому титулованному артисту из этой блестящей плеяды Айдару Гайнуллину, представшему как исполнитель и кинокомпозитор, написавший музыку к кинофильмам культового Ивана Вырыпаева, было отдано второе отделение.
Влияние А. Пьяццолы было очевидно во всех исполненных им композициях, в том числе в «Восточной рапсодии», выросшей из удостоенной премии XX Кинотавра (в номинации «лучшая музыка к кинофильму») музыки к «Кислороду» И. Вырыпаева. Концертные пьесы «Эйфория» и «Евразия» дополнились собственной, национально окрашенной интонацией – жёсткой и драматичной. Исполненные всеми инструменталистами композиции – танго А. Пяццолы и А. Гайнуллина стали ошеломляющими вершинами вечера.
Конечно, «поднять» такой концерт (как и весь фестиваль) было бы невозможно без инициированного губернатором Белгородской области Е.С. Савченко (также присутствовавшего на этом концерте) недавно созданного и уже активно действующего Фонда развития классического музыкального искусства.
Благодаря Фонду (председатель – В.Ф. Зотов, генеральный директор ООО «ГК Агро-Белогорье», сопредседатели – Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн и заместитель губернатора Белгородской области В.Ф. Боровик, в Попечительский совет Фонда входят художественный руководитель филармонии И.Г. Трунов и 25 крупных промышленников Белгородчины) музыкальная жизнь Белгорода поднимается на качественно новую ступень.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская. Дата публикации: 22.04.2012
На один вечер наш город превратился в столицу джаза и танго
«Блюз, соул, джаз, танго» — концерт второго фестивального дня в рамках «От классики до джаза» до краёв наполнил ощущением восторга. В минувшую субботу в Белгородской государственной филармонии выдающиеся исполнители современности — виолончелист Борислав Струлёв, джазовая вокалистка Антуанетт Монтегю и саксофонист Яков Мейман (США), баянист Айдар Гайнуллин (Германия) и скрипачка Анна Боровик (Москва) — развернули настоящее фестивальное действо, экспрессию которого зрители уже не забудут.
По сути, каждое из двух отделений праздничного вечера явилось полноценным концертом, весьма насыщенным и эмоциональным. Первую его часть «сделали» Монтегю и Мейман. Титулованная джазовая певица, начавшая свою карьеру в 7 лет, — сегодня звезда мировой столицы джаза — Нью-Йорка. Благодаря яркой манере исполнения и темпераменту Антуанетт бесповоротно приковывает к себе с первых секунд: поёт, словно беседует с близким человеком, научая его быть счастливым, танцует — и зрители уже не могут усидеть на месте… — она сама жизнь в стиле блюз. Shefll blues, All of me Сэймура Саймонса, Summer time и The men I love Джорджа Гершвина — уникальный голос Монтегю покорил присутствующих.
Для белгородского проекта Антуанетт порекомендовал Яков Мейман, который давно сотрудничает и со Струлёвым, и с ней. Мейман — саксофонист экстракласса и великолепный аранжировщик. Специально для «Блюз, соул, джаз, танго» он создал оригинальные аранжировки. Мейман аккомпанировал Монтегю, сыграл Corcovado Антонио Карлоса Жобима, одного из основоположников стиля босса нова (здесь он сменил саксофон на флейту), «Европа» — музыку из кинофильма Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» — Гато Барбьери, несколько джазовых стандартов: совместно с Анной Боровик Misty Эрола Гарнера, «Опавшие листья» Жозефа Космы, с Антуанетт — нью-орлеанскую народную тему «Когда святые маршируют».
Во втором отделении блистал баянист, добившийся мирового признания, Айдар Гайнуллин. Он также известен как вокалист и композитор, в том числе пишуший музыку для кино (музыкальные темы «Эйфории» и «Кислорода» Ивана Вырыпаева, «Сибирь. Монамур» Славы Росса). И в сфере последней Гайнуллин стал обладателем Национальной кинематографической премии «Ника». С Белгородом у него особая связь — в 1997-м он стал победителем Всероссийского конкурса «Кубок Белогорья».
— В 15 лет молодому человеку очень важно проявить себя, — делится Айдар, — и «Кубок Белогорья» подарил мне такую возможность. Мои участие и победа в нём укрепили меня, подтвердив: выбранный мною путь — верный.
Гайнуллин — мастер высокого уровня неповторимого музыкального стиля с эксклюзивным инструментом фирмы Ballone Burini и имиджем аргентинского гангстера, так соответствующего той музыке, которую исполняет, очаровал белгородцев. Испытывая влияние Астора Пьяццоллы, он включил в выступление такие произведения композитора, как Ave Maria и Libertango. И собственные овеянные романтичной грустью сочинения: «Восточная рапсодия», вальс «Ожидание», «Евразия», «Эйфория».
Импровизировал каждый из солистов вечера, но одним из самых запоминающихся образцов искусства импровизации 21 апреля стала версия «Польки» из «Ревизской сказки» Альфреда Шнитке, продемонстрированная Айдаром и Бориславом.
Объединил эти яркие музыкальные индивидуальности соорганизатор и вдохновитель «От классики до джаза» Борислав Струлёв. Имея особое понимание путей развития классического искусства в современном мире — предлагать зрителям шедевры классики не скучно, а легко, элегантно, экспрессивно и тем самым привлекать и пробуждать их интерес — он с помощью своих друзей создал поистине феноменальный проект.
В «Блюз, соул, джаз, танго» участвовали коллективы и музыканты филармонии: камерный оркестр Mezzo music под управлением Натальи Боровик, Денис Блехман (фортепиано), Олег Иванов и Сергей Коваленко (ударные), Павел Могильниченко (к/бас), Павел Гапонов (флейта), Эмиль Кадыров (гитара). И Струлёв, и Мейман, и Гайнуллин отметили их высокий профессиональный уровень, чем мы, белгородцы, можем особенно гордиться.
Все солисты и музыканты собрались на сцене — и грандиозный концерт, который нельзя уложить ни в одни доселе известные рамки, завершился рок-попурри. Публика аплодировала стоя.
Екатерина ШАРОНОВА.
«От классики до джаза» — в минувшую среду в Белгородской государственной филармонии открыли Первый международный музыкальный фестиваль. Ведущую роль в нём будет играть особое направление в музыке, находящееся на пограничье между классическим и популярным искусством, — джаз. Первый же концерт праздничного цикла — «Классика» — обратил зрителей к вневременным музыкальным шедеврам и в который раз подтвердил, что классика не может быть утомительной — она исключительно прекрасна.
Начало положил «Святый Боже» англичанина Джона Тавенера, впервые исполненный для белгородцев. Произведение располагает к себе православного человека, ибо его автор — единственный европейский композитор, признающий влияние на своё творчество православия и принявший его — объединил искусство и веру. Молитва, которая у него получилась, невероятно красива.. Её представили Камерный хор филармонии под управлением Елены Алексеевой и солист — признанный мастер игры на виолончели Борислав Струлёв (США). Неразлучный с виолончелью работы флорентийского мастера Луиджи Пьятеллини (конец XVIII века) в продолжение всего вечера он будет в центре, выхваченный лучом прожектора и благодаря фантастической игре. Музыкант, превративший практически весь мир в сцену для своих выступлений, а людей — в поклонников одного таланта. И вот «Святый Боже»: человеческий голос, точно диковинный инструмент, и небесная виолончель мастера, сплетаясь, прикасались к самой сущности бытия, выражая его гармонию.
Премьера эта первая, но не последняя. Сразу же зазвучал Октет в четырёх частях Феликса Мендельсона. Выдающийся образец эпохи романтизма был создан композитором в возрасте 16 лет. В этом «музыкальном чуде XIX столетия» сошлись гений юноши и то лучшее, что присуще одной только молодости. Удивительное сочинение явили публике Камерный оркестр филармонии Mezzo music (художественный руководитель Наталья Боровик), Анна Боровик (скрипка, Москва) и Борислав Струлёв.
Во втором отделение одна премьера следовала за другой. Зрители услышали шесть частей Сюиты для виолончели и камерного оркестра американского композитора Лу Харрисона — Хорал, Пастораль, Модерато, Элегию, Интермедию, Аллегро; пьесу для фортепианного трио Ноктюрн (Адажио) Франца Шуберта, когда клавишные переливы нежно вторгались в безмятежную «беседу» струнных (Ирина Соколова — партия фортепиано, Анна Боровик и Борислав Струлёв); Венгерскую рапсодию № 6 Давида Поппера — Ференца Листа. И лишь «Лето» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди уже знакомо белгородцам. Однако это не повлияло на их интерес: композиция настолько очаровательна, что иначе и не могло быть. Исполнили произведение Mezzo music и солистка — лауреат международных конкурсов, виртуозная скрипачка Анна Боровик. Продолжительная овация взволнованных зрителей — и совершенно неожиданно на сцене появилась арфа (исп. Инна Макаренко), на бис прозвучала пьеса «Лебедь» из цикла «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса.
Закрыть глаза — и увидеть, услышать много больше, на несколько минут стать частью музыкальных эпох от барокко до современности, обнаружить ценность каждой из них и то общее, что держит времена в неразрывной связи, вселяя уверенность, что музыка будет звучать вечно. Подобные ощущения — уникальный дар концерта «Классика».
Екатерина ШАРОНОВА
В Белгородской государственной филармонии сегодня состоялось торжественное закрытие I Международного фестиваля «От классики до джаза», ставшего одним из самых ярких событий музыкальной жизни области. Церемония закрытия собрала сотни белгородцев – ценителей музыки, в числе почётных гостей был и Губернатор области Евгений Савченко.
Концертную программу последнего фестивального вечера предварило обращение депутата областной Думы, «генерального директора Группы компаний «Агро-Белогорье», председателя регионального Фонда развития классического музыкального искусства Владимира Зотова, который сердечно поблагодарил организаторов, вдохновителей и участников фестиваля, ставшего подлинным музыкальным праздником не только регионального, но и российского масштаба.
Фестиваль «От классики до джаза» был организован по инициативе руководства Белгородской государственной филармонии, при активном участии знаменитого виолончелиста Борислава Струлёва и других исполнителей мирового уровня – джазовой вокалистки Антуанетт Монтегю, баяниста Айдара Гайнуллина, Анны Боровик (скрипка), камерного оркестра Mezzo music под руководством Натальи Боровик и других артистов. На протяжении нескольких дней в стенах филармонии звучали классические произведения, джазовые композиции, аранжировки в стиле блюз и соул. Показать всё лучшее, что олицетворяют эти и другие музыкальные стили – такой была главная цель организаторов фестиваля.
Фестиваль принёс массу впечатлений всем поклонникам классического и джазового искусства. В его финальной части гости получили возможность насладиться блестящим и многогранным исполнением симфоджаза братьев Ивановых, Борислава Струлёва, Анны Боровик, а также оценить мастерство музыкантов Белгородской государственной филармонии. Дорогим и неожиданным подарком стала для слушателей композиция «Белгородские перезвоны», в которой Борислав Струлёв, Михаил и Андрей Ивановы выразили свои впечатления от пребывания на белгородской земле.
Три дня со сцены Белгородской государственной филармонии звучали классические, блюзовые и джазовые композиции в исполнении известного виолончелиста Борислава Струлёва, скрипачки Анны Боровик, баяниста Айдара Гайнуллина и других мировых знаменитостей.
Три фестивальных концерта прозвучали как три части единого целого: классическая первая, феерическая – вторая и задорный, праздничный финал. Его открыли «Белгородские перезвоны» – композиции, навеянные видом золотых куполов белгородских храмов. Борислав Струлёв и братья Ивановы накануне были на смотровой площадке у памятника князю Владимиру и услышали рассказ о прохоровской звоннице. Там у Михаила Иванова родилась идея, как «на семи ветрах на огненной колеснице над Белгородом проносится князь Владимир», которая воплотилась в двух первых композициях: «Перезвоны» и «На семи ветрах». Их и исполнили музыканты.
На всех трёх концертах фестиваля присутствовал губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Это по его инициативе был создан благотворительный фонд развития и поддержки классического музыкального искусства, благодаря которому у белгородцев появилась возможность увидеть и услышать звёзд российской и мировой сцены.
«Мы хотели сделать приятное всем, кто приходит на праздник музыки, – отметил председатель попечительского совета фонда, депутат Белгородской областной Думы Владимир Зотов, – удалось нам это или нет, могут оценить только зрители». И зрители оценили – после каждой композиции зал взрывался аплодисментами.
Отметим, что «От классики до джаза» – второй фестиваль с начала года, который прошёл на сцене Белгородской филармонии при содействии регионального фонда развития и поддержки классического музыкального искусства. Первый – «Шереметевские ассамблеи» – состоялся в конце марта – начале апреля и произвёл фурор среди белгородской публики. Как заявил Владимир Зотов, впереди ценителей музыкального искусства ждут новые интересные встречи. В ближайшем будущем в Белгород приедет Дмитрий Хворостовский, пообещал он.
Оксана Семёнова
Такими словами, принадлежащими Бориславу Струлёву, 25 апреля на сцене Большого зала Белгородской государственной филармонии завершился I Международный музыкальный фестиваль «От классики до джаза».
Неизменной центральной персоной трех блистательных концертных дней фестиваля был Борислав Струлёв (виолончель, Москва-Нью-Йорк), который явился, говоря использованным ведущей фестиваля заслуженным работником культуры Натальей Гирявенко музыкальным языком, своеобразной главной темой в вариационной форме фестиваля в сопровождении камерного оркестра «Mezzo music» (руководитель – Наталья Боровик).
Вариациями же, яркими и запоминающимися, явились выступления первоклассных, выдающихся музыкантов из разных точек земного шара, друзей Б. Струлёва: в течение первых двух праздничных концертов фестиваля «на подмогу» другу приходили Антуанетт Монтегю (джазовый вокал, Нью-Йорк), Яков Мейман (саксофон, флейта, Нью-Йорк), Айдар Гайнуллин (баян, Берлин), Анна Боровик (скрипка, Москва), камерный оркестр «Mezzo music» (Белгород), камерный хор (руководитель – Елена Алексеева) и другие артисты Белгородской филармонии.
В финальный концертный вечер фестиваля музыкальные вариации были дополнены феерическим, темпераментным джазом в исполнении музыкантов высокой степени ангажированности – заслуженных артистов РФ братьев Михаила (фортепиано) и Андрея (контрабас) Ивановых. Звёзды джазового фестиваля в Монтре (Швейцария), обладатели Гран-при Брюссельского джазового конкурса, лауреаты Премии правительства Москвы выступили в сопровождении симфонического оркестра Белгородской филармонии под руководством Дмитрия Филатова.
Братья Ивановы, как известно, регулярно выступают с крупнейшими музыкантами всего мира: они играют в квартете с Денисом Мацуевым, участвуют в проекте с братьями Бутманами, играют с джазовым оркестром Георгия Гараняна, Олега Лундстрема и многими другими исполнителями.
Эпиграфом финального концерта явилось выступление поддержавшего идею фестиваля генерального директора «ГК Агро-Белогорье», депутата областной Думы, председателя Попечительского совета благотворительного Фонда развития классического музыкального искусства, инициированного губернатором Белгородской области Е.С. Савченко и оказывающего активную финансовую поддержку музыкальной жизни филармонии и в частности фестиваля, В.Ф. Зотова.
В своей речи председатель отметил необыкновенно яркое выступление всех участников фестивального проекта. Музыкой на всех концертах фестиваля наслаждался губернатор области Е.С. Савченко и сопредседатели Фонда, которые уже планируют следующий праздник музыки – первую встречу зрителей Белгорода с крупнейшим оперным исполнителем современности Дмитрием Хворостовским.
Завершающий концертный вечер фестиваля явился авторским концертом братьев Ивановых, поскольку звучала их собственная музыка в авторском исполнении.
Идея первых двух композиций – «Перезвоны» и «На семи ветрах», как оказалось, родилась случайно (ни для кого не секрет, что джаз – это искусство импровизации, при котором музыкальные идеи посещают музыкантов спонтанно, практически во время концерта), когда гости Белгорода – братья Ивановы и Борислав Струлев совершали обзорную экскурсию по городу, побывав но многих местах, в том числе на смотровой площадке около памятника Князю Владимиру, увидев купола Преображенского и Смоленского соборов, услышав рассказ о Прохоровской звоннице. Именно тогда у них родилась идея «Белгородских перезвонов» – картина того, как на семи ветрах, на огненной колеснице над Белгородом проносится князь Владимир.
«Перезвоны» и «На семи ветрах» для солирующего фортепиано (М. Иванов), виолончели (Б. Струлёв), контрабаса (А. Иванов) в сопровождении симфонического оркестра (дирижер – Д. Филатов) перенесли и слушателей в те места, где совсем недавно побывали сами гости, зрители услышали пронзительный звон колоколов и почувствовали волшебную, манящую силу музыки. Гипнотическое внимание к каждому звуку, издающемуся на сцене, с этого момента не покидало присутствующих на концерте ни на миг.
Следующий блок композиций был исполнен их автором и одновременно исполнителем Михаилом Ивановым. Михаил – один из самых ярких и оригинальных представителей музыкального искусства России, имеет в своем творческом арсенале несколько концертных авторских программ.
Композиция «Барыня» из концертной программы М. Иванова «Мое русское сердце» пронеслась следующим номером, оставив за собой огненный поток неописуемых эмоций зрителей. Это сочинение представляет собой зажигательную импровизацию с использованием русских народных тем и образов, это необыкновенно свежая, задорная, эмоциональная, раздольная композиция, в которой главный солист – пианист (автор музыки) продемонстрировал свои невероятные импровизационно-творческие возможности.
Драйв и джазовый ритм энергично поддерживал на протяжении всей пьесы контрабас и оркестр. Тема «Барыни» содержит в себе оригинальный сплав интонаций русских народных песен, американских ковбойских и негритянских мотивов, приправленных «перцовыми» джазовыми интонациями.
Тоска по прошлому и песчинка грусти просквозили в джазово-блюзовой композиции М. Иванова «Ностальгия», представленной в прозрачных красках, с задумчивой, мечтательной, небесно-парящей темой. Несколько меланхоличное настроение сменил «Танец цветов» (солистка – А. Боровик, автор музыки – М. Иванов), посвящённый благоухающему Белгороду, который особенно прекрасен в это время года. Легкостью, весенней свежестью, добротой и приятным «пряным» ароматом веяло от этой «вкусной» цветочной композиции.
Наподобие постепенного крещендо и возрастания звучности и динамики, программу концерта продолжили джазовые фантазии на тему русской народной песни «Отдавали молоду» в обработке М. Иванова, под которую зал дружно прихлопывал в такт музыке.
Программа джазового вечера не могла обойтись без жгучей музыки танго аргентинского композитора ХХ века Астора Пьяццолы, которое было исполнено Бориславым Струлёвым в сопровождении камерного оркестра (дирижер – Н. Боровик). Незабываемый, до боли пронзительный звук говорящей, молящей человеческим голосом виолончели заставил расчувствоваться абсолютно каждого в зале.
Еще одной джазовой вариацией с использованием колокольного звучания явился «Колокольный блюз» (автор музыки – М. Иванов) в исполнении квинтета в составе Б. Струлёва и его друзей – братьев Ивановых и сестер Боровик. Это сочинение, пожалуй, явилось ярчайшим во всём концерте, динамической кульминацией, не спадающей в последующих джазовых композициях.
Авторскую программу братьев Ивановых продолжил Андрей Иванов. Прозвучала его композиция «Фиеста» – феерическая, зажигательная латина, где поочередно были представлены сольные импровизации разных инструментов: необычное для уха рядового слушателя соло контрабаса (в исполнении самого автора), обворожительное соло виолончели (Б. Струлёв), а также соло инструментов оркестра – флейты, кларнета, трубы, тромбона под непрерывное звучание джазового стандарта (фортепиано и ударные).
Латинская музыка А. Иванова в сочетании с джазовыми ритмами и интонациями, а также восточными мотивами (из известного м/ф «Алладин»), эффектным соло на трубе, заряжающим звуковым потоком у всего оркестра, ловкими притопами и громкими, бурлящими овациями, – все это составило грандиозный бис и стало ошеломляющей вершиной джазового вечера.
Можно с полной уверенность утверждать, что I Международный музыкальный фестиваль «От классики до джаза» в Белгороде состоялся. Это событие останется в памяти белгородцев как один из самых ярких, блистательных и познавательных моментов в динамично развивающейся культурной жизни города и области.
Специально для А-фишки, Марина Андрейкина. Дата публикации: 26.04.2012
В Белгородской государственной филармонии сегодня состоялось торжественное закрытие I Международного фестиваля «От классики до джаза», ставшего одним из самых ярких событий музыкальной жизни области. Церемония закрытия собрала сотни белгородцев – ценителей музыки, в числе почётных гостей был и Губернатор области Евгений Савченко.
Концертную программу последнего фестивального вечера предварило обращение депутата областной Думы, генерального директора Группы компаний «Агро-Белогорье», председателя регионального Фонда развития классического музыкального искусства Владимира Зотова, который сердечно поблагодарил организаторов, вдохновителей и участников фестиваля, ставшего подлинным музыкальным праздником не только регионального, но и российского масштаба.
Фестиваль «От классики до джаза» был организован по инициативе руководства Белгородской государственной филармонии, при активном участии знаменитого виолончелиста Борислава Струлёва и других исполнителей мирового уровня – джазовой вокалистки Антуанетт Монтегю, баяниста Айдара Гайнуллина, Анны Боровик (скрипка), камерного оркестра Mezzo music под руководством Натальи Боровик и других артистов. На протяжении нескольких дней в стенах филармонии звучали классические произведения, джазовые композиции, аранжировки в стиле блюз и соул. Показать всё лучшее, что олицетворяют эти и другие музыкальные стили – такой была главная цель организаторов фестиваля.
Фестиваль принёс массу впечатлений всем поклонникам классического и джазового искусства. В его финальной части гости получили возможность насладиться блестящим и многогранным исполнением симфоджаза братьев Ивановых, Борислава Струлёва, Анны Боровик, а также оценить мастерство музыкантов Белгородской государственной филармонии. Дорогим и неожиданным подарком стала для слушателей композиция «Белгородские перезвоны», в которой Борислав Струлёв, Михаил и Андрей Ивановы выразили свои впечатления от пребывания на белгородской земле.
Три дня со сцены Белгородской государственной филармонии звучали классические, блюзовые и джазовые композиции в исполнении известного виолончелиста Борислава Струлёва, скрипачки Анны Боровик, баяниста Айдара Гайнуллина и других мировых знаменитостей.
Три фестивальных концерта прозвучали как три части единого целого: классическая первая, феерическая – вторая и задорный, праздничный финал. Его открыли «Белгородские перезвоны» – композиции, навеянные видом золотых куполов белгородских храмов. Борислав Струлёв и братья Ивановы накануне были на смотровой площадке у памятника князю Владимиру и услышали рассказ о прохоровской звоннице. Там у Михаила Иванова родилась идея, как «на семи ветрах на огненной колеснице над Белгородом проносится князь Владимир», которая воплотилась в двух первых композициях: «Перезвоны» и «На семи ветрах». Их и исполнили музыканты.
На всех трёх концертах фестиваля присутствовал губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Это по его инициативе был создан благотворительный фонд развития и поддержки классического музыкального искусства, благодаря которому у белгородцев появилась возможность увидеть и услышать звёзд российской и мировой сцены.
«Мы хотели сделать приятное всем, кто приходит на праздник музыки, – отметил председатель попечительского совета фонда, депутат Белгородской областной Думы Владимир Зотов, – удалось нам это или нет, могут оценить только зрители». И зрители оценили – после каждой композиции зал взрывался аплодисментами.
Отметим, что «От классики до джаза» – второй фестиваль с начала года, который прошёл на сцене Белгородской филармонии при содействии регионального фонда развития и поддержки классического музыкального искусства. Первый – «Шереметевские ассамблеи» – состоялся в конце марта – начале апреля и произвёл фурор среди белгородской публики. Как заявил Владимир Зотов, впереди ценителей музыкального искусства ждут новые интересные встречи. В ближайшем будущем в Белгород приедет Дмитрий Хворостовский, пообещал он.
Оксана Семёнова
В онкогематологическом отделении областной детской больницы сегодня привычную тишину нарушили звуки скрипки и виолончели. В последние дни Светлой седмицы к юным пациентам пришли сразу несколько именитых артистов, чтобы подарить детям заряд положительных эмоций и разделить с ними «Пасхальную радость».
Нина Гридчина, заслуженная артистка России, солистка Белгородской государственной филармонии, сказала: «Я не сомневаюсь, что Господь милостив, любит каждого из нас, и он обязательно сделает так, чтобы вы поправились».
С заслуженной артисткой России и организатором доброй акции «Пасхальная радость» Ниной Гридчиной маленькие пациенты онкогематологического отделения уже знакомы. Седьмой год подряд солистка Белгородской филармонии приходит к детям в Пасхальную седмицу и каждый раз старается сделать встречу незабываемой и неповторимой.
На сей раз в гостях у ребят участники Международного музыкального фестиваля «От классики до джаза» – наша землячка, артистка Московской филармонии Анна Боровик и музыкант с мировым именем Борислав Струлёв. Скрипачка и виолончелист познакомили юных пациентов с бессмертными композициями Баха, Вивальди и Пьяцоллы.
– Я участвовала в подобных акциях. Это было в Белгороде, когда я еще училась, – рассказала Анна Боровик. –Хочется подарить детям хотя бы частичку своей души, радость. Так как у них нет возможности прийти на концерт, конечно, мы с удовольствием согласились прийти сюда и сыграть.
В свою очередь Борислав Струлёв выразил благодарность за возможность принять участие в таком деле: «Я просто благодарен возможности, которая у нас есть сегодня. Хочу пожелать и врачам, и детишкам здоровья, сил все это пройти. Мы вместе, рядом… Христос Воскресе!»
Кроме музыкальных подарков детей ждали пасхальные куличи, шоколадные сладости, игрушки и иерусалимские иконки. После праздничного концерта юные пациенты не упустили возможность пообщаться со знаменитыми музыкантами и взять автограф у кумиров.
Международный фестиваль «От классики до джаза» стал главным музыкальным событием в жизни области.
В Белгородскую филармонию съехались лучшие мировые исполнители: Борислав Струлёв, Антуанетт Монтегю, Айдар Гайнллин, Яков Мейман. Вместе с камерным оркестром Mezzo music под руководством Натальи Боровик они создали красочную феерию, в которой классические произведения соседствуют с джазом, блюзом и соулом, известные мелодии – с музыкальными премьерами.
Специальный репортаж о фестивале «От классики до джаза» смотрите в нашем эфире сегодня, в 20:00, сразу после вечернего выпуска новостей «Мира Белогорья».