Когда один из крупнейших музыкантов современности на сцене, инструмент звучит так, как и положено звучать женщине в мужских руках, ибо виолончель – женского рода. Эмоции и темперамент обоих настолько зашкаливают, что не имеют никакого шанса остаться незамеченными. Накал и страсть его выступлений в состоянии растопить самые холодные сердца. Музыкант признаётся – то, что он делает с виолончелью, иногда шокирует его самого. Накануне VII Международного фестиваля BelgorodMusicFest – «Борислав Струлёв и друзья», который пройдёт с 24 февраля по 3 марта, «ПР» узнала, как далеко Борислава Струлёва готова завести музыкальная фантазия.
Фото: Наталия Тоскина
– Борислав, два года назад во время юбилейного, Пятого фестиваля выступали в шахте перед горняками. Как появилась идея?
– Однажды управляющий комбинатом «КМАруда» Владимир Кантемирович Тамаев после концерта в дружеском разговоре предложил: «А слабо сыграть для шахтёров в шахте?» Я говорю: «Нет». Проходит время, мне звонят и говорят: «Борислав, приедете?» Как?! Куда?! Что играть?! Подумал… Белгородская область, город Губкин, рудник, 340 метров под землёй. Представил – низкие, как в «Бэтмене», машины-многотонники снуют туда-сюда, шахтёры, и у меня перед глазами всё соединяется в одну зрительную картину: руда – металл, металл – орган, орган – Бах.
Под концертный зал обустроили цех по ремонту машин. Стены отбелили, расставили стулья, столы, чай… Пришли шахтёры, предполагая, что будет, наверное, звучать что-то из популярного жанра, рассаживаются, а перед ними – я, виолончелист с Бахом… Невероятно рад поддержке митрополита Старооскольского и Белгородского Иоанна, который спустился также вместе со мной и присутствовал во время моего выступления в этом месте. Надо играть, если идёшь туда, где тебя и данного формата якобы не ждут! Не правда, что люди больше ничего, кроме привычных шлягеров, не понимают. Ростропович садился в вагон к машинисту и ехал туда, куда поезд с пассажирами не ходит, и играл. Рихтер в Сибири отправился в глухую деревню, куда, кроме как на внедорожнике, не доедешь. Для чего? Чтобы играть народу. И мы обязаны так делать. Как к людям относишься, такую «обратку» и получаешь. Горняки Баха восприняли легко и прекрасно. Меня снова зовут и ждут уже на новой глубине. Сейчас идёт вырубка породы на другом уровне заложения – буду выступать на глубине 500 метров. У каждого свои рекорды.
«Только музыканты могут себе позволить… быть понятными без слов». Фото: из личного архива
«Надо играть, если идёшь туда, где тебя… якобы не ждут». Фото: из личного архива
– Это что? Воспитание классикой?
– Повторю, музыка должна идти в народ. Поэтому благодаря новым коммуникационным технологиям – Skype, Instagram, Facebook и так далее, мы должны быть везде – это не скучно. Когда-то Лист, популяризируя музыку, до и после концертов выходил в зал, чтобы зрителям рассказывать о музыке и о том, как её слушать. Если бы таких, как он, у нас в стране было бы побольше, возможно, классику привили на генетическом уровне, и человеческий слух требовал бы больше Листа, чем шансона.
Знаете, перед одним из концертов в Carnegie Hall я выступал в обычной школе Нью-Йорка. В Америке многие известные музыканты перед концертами на престижной площадке совершают подобные «походы-экскурсии» в школу, чтобы привлечь к серьёзной музыке молодое поколение. Так принято. Это, если хотите, такой правильный пиар-ход. Я прихожу – Public school, в зале лица представителей всех рас, шум-гам-гул не смолкает ни на минуту. Выхожу на сцену, сажусь за виолончель, объявляю «Рахманинов, Вокализ». Зал замолкает. Гробовая тишина. У меня 4 минуты. Я должен вложить, влюбить, привлечь внимание неугомонных и поймать «золотую рыбку» на крючок. И я её поймал. Кричали «браво», хлопали, но главное – потом я этих детей вместе с родителями и педагогами видел в Carnegie Hall. Понимаете, есть очень большие музыканты, личности которых своим именем и звёздностью просто засасывают аудиторию. Но для этого, конечно, нужна финансовая поддержка и, как видите, правильные пиар-ходы. Мы с моим другом, дирижёром Аркадием Лейтушем, оркестровали сонату Рахманинова и таким образом создали новый Первый Концерт Сергея Васильевича для виолончели с оркестром. Через 100, 200, 300 лет люди будут покупать во всём мире ноты, и играть концерт для виолончели с оркестром. Надеюсь, в этом году мы представим программу в России. К сожалению, как и прежде, интерес чаще вначале появляется на Западе и только после обкатки программы нас с ней зовут сюда, мол: «О! Это же модно!» Россия всегда переживает приливы и отливы классики. В этом смысле мои шаги – мельницы донкихотовские: они нередко намного важнее работы менеджеров.
– Искусство может принадлежать народу?
– Скажите, а садиться, как Ростропович, у Берлинской стены перед тем, как её снесут, и играть Баха, разве это не быть с народом? Только музыканты могут себе позволить выразить своё отношение и быть понятными без слов. Я очень уважаю и ценю любого артиста, который в России с классикой хочет идти в народ: это движение как в пропасть, так и навстречу, потому что не вписывается в формат. Ведь многие у нас по-прежнему думают: «Классика только для избранных». Когда-то был лом. К примеру, легендарные музыканты выступали летом на фестивале Рихтера в Тарусе при полном зале. Люди ехали на электричках, автобусах, чтобы услышать, например, Хиндемита или Берга. Заставьте сейчас кого-нибудь купить билеты на Хиндемита или Берга! Он ответит: «Вы что, смеётесь?» Я не могу не вспомнить, как мы с Бэлзой летели из Читы в Магадан рейсом, половина которого – заключённые. И, к моему великому удивлению, они узнавали Святослава Игоревича, потому что смотрели «Музыку в эфире».
У Вадима Козина в гостях. Магадан. Борислав в центре. Слева Денис Мацуев, вторая справа мама –
пианистка Марина Владимировна Струлёва. Далее Святослав Бэлза. Вадим Козин на переднем плане сидит спиной.
– Вот и на боксёрский ринг вышли…
– Концерт на боксёрском ринге – это дань памяти великим, которые до нас это уже делали. Клод Дебюсси! Он играл, а на соседнем ринге проходили бои. Музыкальный импрессионизм. Но, извините, степень самоотдачи в боксе не меньше, чем за виолончелью. За выступление вместе с пóтом и стрессом теряешь несколько килограммов. Но в отличие от боксёра за моей спиной нет тренера, меня никто не накручивает – соберись с мозгами, держи кисть повыше, бери левее, вибрируй активнее, плечо ниже, фразу ярче… Мой тренер гипотетически – композитор, который умер много лет назад. Не представляю, как моя мама находила такие слова, чтобы я, ребёнок, в 9 утра где-нибудь в Кемерове выходил с ледяными руками на репетицию в зал, и не боялся, а начинал творить. В такие мгновения всё зависит от того, что скажешь себе. Если «Победитель» – так и будешь на сцене себя вести. Никто даже не догадается, как ты доехал, сколько не спал и что у тебя на душе.
– Но после таких, не принятых в сообществе академического жанра выступлений, наверное, звучит и неодобрительная реакция?
– Знаете, всему своё время. Меня этому жизнь и книги научили. Сначала возникает расхождение во мнениях, вкусах, разная степень одобрения, разность суждения, поднимается шумиха, которая порой перерастает в некую скандальность, а проходит время и бац – гений, и то, что делаешь, признаётся классикой. Вот пример крайне противоположных оценок – великий Даниил Шафран! В студенческие годы мне говорили: «Ты что так играешь? Это же шафранизм!» Прошло время, мы изменились и что слышим сейчас? – «Это же откровение!» Нет ни одного звука, когда ты не очарован, не окутан божественной краской гения. А раньше называлось «дурновкусием». Таких примеров много. Надеюсь, что к вещам, которыми иногда шокирую и я, со временем придёт другое отношение.
– Неужели ещё осталось, чем шокировать?
– Никогда и никто не играл на виолончели сюиты Баха звуком органа. Бах – органист, писал и мыслил за органом. Благодаря «своим», так скажем, «примочкам» и электровиолончели Yamaha я извлекаю звук органа. Музыка преображается глобально. Уходят, если так можно выразиться, проблемы якобы стилистических прочтений, нивелируется борьба между металлическими и жильными струнами. Идёт звук органа, но я сижу за виолончелью! Всё! У людей шок! Что это? Люди выходят из зала в мурашках! Они признаются: «Мы никогда такого не слышали». Подобные открытия – таблетка для моего творчества: она даёт возможность утром просыпаться и делать что-то новое.
– После 15 лет жизни в Америке вы всё-таки стали чаще бывать в России. Значит, что-то меняется. Недавно Российская национальная музыкальная премия выдвинула вас в номинации «Лучший инструменталист года». На «Золотом граммофоне» вы вручали премию Филиппу Киркорову. В 2014-м вам доверили почётную миссию – участвовать в торжественной передаче олимпийского огня на Олимпиаде в Сочи. Музыкантам классического жанра всё-таки в стране всё чаще дают зелёный свет?
– Да, никогда не забуду оказанную честь пробежать с олимпийским огнём. Было очень эмоционально. Всё расписано протоколом: взял, зажёг, сказал слова, побежал, прибежал, фотосессия… На мне было восемь одежд. Когда смотрел на себя по телевидению, думал, прямо какой-то медведь бегущий (смеётся)… Но я действительно осознал некую ответственность за сотни судеб, которые начнут бить рекорды: теперь этот факел бережно храню.
– Почему бы не быть похожим на медведя, если нас в мире такими хотят видеть?
– Знаете, никто не запрещал Чайковского, Ойстраха, Ростроповича, Хейфеца… Американцы любят всё русское, так же как русские – американское. Приведу пример. У нас мало знают, что несколько лет назад известное американское издательство выпустило сборник «Билли Джоэл: фортепианные пьесы». Все фанаты бросились покупать ноты вместе с диском, а на нём – классика, которую он сочинил совместно с моим другом – Ричардом Хьянг-ки Джу, очень популярным комедийным актёром, пианистом, композитором. Как раз одна из пьес – Innamorato – написана Билли и Ричардом для виолончели и фортепиано. Я её с огромным удовольствием играю. И если вы её услышите, подумаете, что это – Григ или Шопен, а на самом деле звучит Билли Джоэл. Это некая сенсация, которая ещё потрясёт мир. И когда мы с Ричардом впервые пришли к Билли домой, в его невероятные хоромы, меня поразило одно – единственная афиша, которая висела над гигантским роялем Bösendorfer с дополнительной бас-октавой, была на русском языке и подписана Михаилом Горбачёвым. Это афиша его концертов в Москве. За ужином он не переставал говорить о России. На Западе не хватает ежедневной пропаганды российского искусства. В Нью-Йорке живёт многомиллионная русская аудитория, а Русского дома нет. Хорошо, что он есть, например, в Берлине, но я ратую за «свой» Нью-Йорк – хочу, чтобы на Манхэттене он тоже был.
– С инструментом тяжело по свету колесить? Никто не посягал на ценность? Не пытался отнять или изъять?
Фото: Наталия Тоскина
– Такого не было, но однажды во время поездки на фестиваль на Украину много лет назад я не задекларировал виолончель. У меня был коллекционный инструмент Жан-Батиста Вийома из Госколлекции России. Он был, мягко говоря, в неважном состоянии, но я его чинил, холил, лелеял. Папа платил ежегодную страховку, а я с концертами ездил по миру, прославляя Россию. И вот заканчивается чудесный фестиваль, мы с моей мамой (пианистка Марина Владимировна Струлёва – Ред.) возвращаемся, проходим паспортный контроль, а мне говорят: «Где ваша декларация на виолончель?» А я о ней даже и не думал – у меня в руках только официальный паспорт на инструмент, который абсолютно не сыграл никакой роли. Начались непонятные разговоры, меня снимают с рейса, чуть ли не наручники на меня надевают с постановлением о том, что хочу вывезти контрабандой инструмент, принадлежащий Украине. Три дня сижу в аэропорту, оплачиваю штрафы, и никто ничего не может сделать. Я обращаюсь в консульство России – спасайте «русский» инструмент! На следующий день меня на дипломатической машине привезли к трапу самолёта, и, пока самолёт не взлетел, консул не отходил от трапа ни на шаг. Теперь, куда бы ни приехал, бегу сразу в таможню декларировать виолончель, даже если этого не требуется. А когда в 2005 году мой друг Денис Мацуев пригласил меня на свой первый фестиваль «Звёзды на Байкале» и я впервые после многих лет жизни в Америке приехал в Россию, вдруг из Госколлекции объявляются люди и говорят: «О, Струлёв приехал! Пока не уехал вновь, надо инструмент конфисковать!» И изымают его накануне выступления. Меня лишают моего голоса. Звоню Денису – мол, форс-мажор: скажи, что в подъезде сломал руку, выступать не могу… Спас меня современный инструмент русского мастера Николая Стасова. У него оказалась достойная виолончель – победитель конкурса мастеров имени Петра Ильича Чайковского. Я на нём отыграл, а потом купил.
Борислав с Денисом Мацуевым друзья с юных лет
Не забуду, как позднее, на встрече участников фестиваля Дениса Мацуева «Крещендо», принимая у себя, Владимир Путин мне сказал: «Борислав, никогда не встречал виолончелиста, который играет русскую музыку на современном русском инструменте». С тех пор он звучал на многих сценах мира, удивляя меломанов своим происхождением. Теперь у меня на каждом континенте по виолончели: я научился играть на разных инструментах, как пианист на роялях. Но назревает новое поколение электровиолончели. Инструмент создаётся по моему дизайну – с новыми уникальными возможностями. Мы сейчас над ним работаем.
– С виолончелью, смотрю, как с ребёнком малым?
– Под 10 килограммов веса минимум… Плюс ноты, канифоль, струны. Набегают все 15 кг. Конечно, инструмент никому не доверишь. Только сам знаешь, как с ним обращаться. Он, как лошадь перед стартом – за уздечку подержать никому не дашь: неправильно возьмёт и твой конь не добежит. И ведёт виолончель себя везде по-разному. Приедешь в Доминиканскую Республику, а там такая влажность, что дерево слезами источает: виолончель плачет, вода из неё вытекает, гриф опускается, пальцам больно. А потом летишь на север Швеции, где в 3 часа ночи солнце слепит. Не то что кровь, виолончельный звук меняется, за которым ты гонишься, который чувствуешь и который живёт внутри тебя. Звук – единственное, что заставляет меня сидеть часами за инструментом и искать, находить и пытаться как-то прийти к тому, чтобы меня, кроме меня, ещё кто-то услышал.
– В каких случаях можете отказаться от концерта?
– Есть только один критерий – выступление должно быть интересным. Конечно, бывают туры, давно запланированные концерты, но, если просят выступить на какой-то презентации, а люди стоят спиной, едят и хотят громкой музыки, это не для Борислава.
– Даже если на ней поёт Стинг?
– Помню в Давосе, когда на сцене du Soleil, Super DJ, оперные дивы из Opéra Bastille поют под соло моей виолончели и мишленовские шеф-повара готовят, пока мы играем, а среди публики президенты, бизнесмены, королевские особы с бокалами шампанского слушают, то почему нет? Ведь им это интересно так же, как и нам. Мною отработан и создан некий формат новых выступлений. В нём сошлись музыканты, мимы, композиторы, певцы с разными тембрами голосов, артисты балета, которые действо превращают не в оперный, а в «концертный театр». Народ подобного жаждет. Ему надоели псевдосовременные «полуголые» постановочные оперы. Родившись в семье певцов, я не вижу виолончель только в сонатной или концертной формах. Любое произведение для меня мини-опера. И вроде мы знаем оперы от начала до конца и то, чем они заканчиваются, но народ ходит на них уже сотни лет – плачет в одном и том же месте, страдает из-за предательства, ждёт удара кинжалом в спину, измены, смерти, потому что это в опере обязано быть. В этом году на моём фестивале мы представим отрывок спектакля, который я неоднократно показывал в Нью-Йорке. В его основе музыка Чайковского для виолончели, скрипки, фортепиано в сопровождении оркестра. Мы реанимируем эпоху и предъявим переписку Петра Ильича и мадам фон Мекк – слёзную и трагичную.
– Почему не есенинская Рязань, не тургеневский Орёл, не вересаевская Тула, а Белгород?
– Это город, где после военных танковых побоищ в колодцах стояла кровь вместо воды. Он полон драматической истории. 7 лет назад, когда впервые оказался в Белгороде с концертом и увидел новое здание филармонии с потрясающими залами, где можно устраивать выставки, мастер-классы, конференции, сразу принял предложение от губернатора области.
– Кого увидит зритель на этот раз?
– За годы фестиваля на Белгородчину приезжали великий Хворостовский, великая Елена Васильевна Образцова, которая спела здесь практически последний свой сольный концерт, всеми любимый Виктор Викторович Третьяков, мощнейшие басы Владимир Моторин и Ильдар Абдразаков…
С Еленой Образцовой на фестивале BelgorodMusicFest. Фото из личного архива
В седьмой раз мы также постараемся удивить. Среди гостей легендарная Нани Брегвадзе, виолончелист и органист Александр Князев, солистка Metropolitan Opera, Латвийской национальной оперы и Михайловского театра Олеся Петрова, солист Государственного академического большого театра Хачатур Бадалян, «Паганини» русской балалайки Алексей Архиповский… Не хочу никого обидеть перечислением.
Каждый фестивальный день будет полон сюрпризов. В этом году впервые пройдёт форум Media + Music, на котором с начинающими журналистами – будущими музыковедами, критиками, блогерами, – мастерством поделятся профессионалы. В рамках фестиваля проведём Второй арт-конкурс художников – ARTCELLO (www.artcello.ru). И, конечно, зрителей ждёт премьера – финал фортепианного Трио Шостаковича, оркестрованное Аркадием Лейтушем для трио и симфонического оркестра. Я скорее всех хочу позвать в зал, чтобы увидеть и услышать эту мощь. Я могу себе позволить любить жизнь и делать в ней то, что мне и людям приносит радость.
Когда один из крупнейших музыкантов современности на сцене, инструмент звучит так, как и положено звучать женщине в мужских руках, ибо виолончель – женского рода. Эмоции и темперамент обоих настолько зашкаливают, что не имеют никакого шанса остаться незамеченными. Накал и страсть его выступлений в состоянии растопить самые холодные сердца. Музыкант признаётся – то, что он делает […]
Виолончелист Борислав Струлев: «Задача артиста создавать свое, а не копировать предшественников» Исполнительская карьера одного из ярчайших музыкантов наших дней, виолончелиста Борислава Стулева началась еще в России когда он, будучи учащимся Московской Центральной музыкальной школы, выступал в Большом зале консерватории и в Концертном зале имени Чайковского. После чего с концертами объездил почти все главные филармонии страны […]
В Белгороде открылся VI Международный фестиваль BelgorodMusicFest. Незадолго до открытия с журналистами пообщались арт-директор фестиваля Борислав Струлёв, котратенор Владимир Магомадов, джазовая певица Нино Катамадзе, фотограф Александр фон Буш, органист Тимур Халиуллин и директор филармонии Светлана Боруха. О чём они рассказали — в подборке «Фонаря». О годе экологии и музыке Борислав Струлёв— Этот год, как вы […]
С гастролями в Калининград Струлев приезжал в середине ноября. Его концерт в Кафедральном соборе прошел с оглушительным успехом. Перед выступлением всемирно известный музыкант заехал в студию радиостанции «Комсомольская правда-Калининград», чтобы дать интервью в прямом эфире. Струлев славится своей экспрессивной игрой на виолончели и экстравагантными высказываниями во время интервью. Вот и во время оживленной беседы на […]
В Вашингтоне в Кеннеди-центре праздновали 90-летие Мстислава Ростроповича. Борислав Струлёв был почётным гостем и приглашённым артистом на концерте в честь памяти великого Ростроповича. Праздничный концерт проходил 25 апреля в Вашингтоне в Центре исполнительских искусств имени Джона Кеннеди. Среди многочисленных гостей на празднике были посол Российской Федерации Сергей Иванович Кисляк, посол Азербайджана в США Элин Сулейманов, […]
Борислав Струлев. Фото: Сергей Москалев, Русская служба «Голоса Америки» Далекое – близкое с Бориславом Струлевым «Виолончелист высоких оборотов» Сергей Москалев: Борислав, мы знакомы давно, чуть ли не с тех времен, когда знаменитый пианист Байрон Дженис, с которым ты дебютировал в Карнеги-Холле, сказал: «Посмотрите на этого молодого человека (это о тебе), он играет так, как будто […]
Концерт «Музыка барокко» напомнил: до самого ожидаемого музыкального фестиваля Белгорода осталось девять дней Фото Юрия Бограда «Музыка барокко» – не только успешная оригинальная концертная программа в органном зале Белгородской государственной филармонии. Это и первое событие в контексте Международного фестиваля BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья – 2015», три главных концерта которого прозвучат 1, 4 и 7 […]
Открытием обновленного МЗК помянули великую Елену Образцову Опубликовано вс, 15/02/2015 — 12:32 пользователем NEWSmuz.com Сольным концертом 8 февраля солистка Большого театра Елена Образцова должна была открывать Малый зал Московской консерватории после ремонта и начинать абонемент нового сезона «Prima Donna», но… После продолжительной тяжёлой болезни , о которой многие даже не догадывались, 12 января этого […]
Украинские миллионеры – журналисту «КП»: «Только ты не пиши, что мы ходим на русские тусовки, а то нас домой не пустят!»
Помимо вокалистов сольный номер исполнил известный российско-американский виолончелист Борислав Струлев, который сумел привнести в «Вокализ» Рахманинова своей неповторимый темперамент, так что получилась настоящая виолончельная драма.
ВИОЛОНЧЕЛИСТ — ФАКЕЛОНОСЕЦ БОРИСЛАВ СТРУЛЁВ  Было ли это детской мечтой мальчика — музыканта в третьем поколении, с детства приученного к дисциплине и многочасовым упражнениям на виолончели, ежедневно в сопровождении бабушки, а потом мамы посещавшего музыкальную школу, совершить когда-нибудь пробежку с Олимпийским огнём? Вряд ли. Но как бы то ни было, 17 января 2014 […]
Борислав СТРУЛЁВ: «Я подумал: всю жизнь стоять? Ужас! И сказал: «Выбираю стул!» «Конкурент» беседует с известным российским виолончелистом. О нём можно сказать просто: «безумно талантливый и всемирно известный», но Струлёв не любит напыщенности, излишнего пафоса. В комнату, где мы беседуем, периодически заглядывают журналисты, фотографы, приглашают пообедать, точнее, «поланчевать», как перефразировал Струлёв. Яркие горящие […]
Внешнеэкономические связи официальный сайт журнала «Внешнеэкономические связи России» Струлёв Борислав: «Люди нуждаются в культуре и хотят, чтобы она всегда была рядом!» Имя Борислава Струлёва красуется на афишах различных стран мира наряду с музыкальными звездами классики и эстрады. Однако этот, бесспорно, талантливейший музыкант в Москве лишь последнее время стал частым гостем, в то время как публике […]
…музыка меняется под влиянием времени. В моём случае, изменилось время и изменились стили, в которых виолончель может показать всю красоту своей игры…
http://www.bel.ru/news/olymp/2013/12/05/83820.html — Борислав, Вы родом из Москвы, живёте в Нью-Йорке, но пронесёте олимпийский огонь по улицам нашего города. Что Вас с ним связывает? — Наш с вами фестиваль – официальный участник культурной Олимпиады «Сочи 2014». Мы будем представлять великое культурное богатство России, вовлекая каждого россиянина в грандиозный праздник и представляя всё самое лучшее гостям игр. […]
Блуждающие звезды В 1977 году Юрий Темирканов вместе с лондонским Королевским филармоническим оркестром записал для знаменитой EMI Вторую симфонию С.В. Рахманинова. Он настолько удивил искушенных музыкантов, что они решили добиться его возвращения в оркестр чуть ли не любой ценой. И Темирканов в самом расцвете брежневского застоя стал главным приглашенным дирижером этого коллектива. Кроме него в […]
http://www.russianspain.com/news/article6506.html Борислав Струлев: «Виолончель — это не страшно и не скучно» Всемирно известный виолончелист готовит сюрприз на Русском Благотворительном Балу в Марбелье “Универсальный мультистилист”, “ренессанс-мэн”, человек мира с широкой русской душой, — так эксперты пишут о виолончелисте Бориславе Струлеве. Легендарный американский пианист Байрон Дженис сказал о Бориславе: “Посмотрите на этого молодого человека, а что гораздо […]
http://www.rg.ru/2013/09/16/konzert.html Зальцбург по-сибирски В Иркутске завершился музыкальный фестиваль Дениса Мацуева Текст: Светлана Мазурова 16.09.2013, 00:05 В Иркутске открылся музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале» Этот праздник музыки стал визитной карточкой города на Ангаре, о нем уже знают в мире и, как говорят, на Западе прозвали «сибирским Зальцбургом». Фестиваль, художественным руководителем которого является Денис Мацуев, поддерживает не […]
Борислав СТРУЛЁВ: «Было время, когда я думал: лучше бы я был шахтёром» «Конкурент» беседует с известным российским виолончелистом. «Конкурент» беседует с известным российским виолончелистом. О нём можно сказать просто: «безумно талантливый и всемирно известный», но Струлёв не любит напыщенности, излишнего пафоса. В комнату, где мы беседуем, периодически заглядывают журналисты, фотографы, приглашают пообедать, точнее, «поланчевать», как […]
Сегодня Elegant New York с большим удовольствием представляет музыкального гостя – талантливого, многогранного и непредсказуемого виолончелиста Борислава Струлева…
http://greencityreview.ru/style/80-zeljonyj-weekend-v-nyu-jorke-s-borislavom-struljovym Зелёный Weekend в Нью-Йорке с Бориславом Струлёвым Борислав Струлёв – выдающийся русско-американский виолончелист исключительного темперамента и техники, музыкант безудержной энергетики и драйва, один из первых начавший исполнять джаз на виолончели, живет и работает между Нью-Йорком и Москвой. Он универсальный мультистилист, ренессанс-мэн – исполнивший практически весь классический репертуар для виолончели и объездивший с ним все […]
Когда я пришел в «сердцу милый» джаз-клуб Bird Land на 44-й улице Манхэттена и увидел ход подготовки к гала концерту «От классики к джазу», посвященному 35-летию теперь уже мне знакомого виолончелиста Борислава Струлева, понял, что гала состоится, а вот джем сейшн — вряд ли. А ведь накануне в нашей беседе Борислав обещал как-то соединить одно […]
Музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале» открылся 8 сентября в Иркутске сольным концертом Дениса Мацуева, идейного вдохновителя и художественного руководителя смотра. Известный пианист прибыл на свою родину со звездным сопровождением. С ним – оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова, биг-бэнд Георгия Гараняна, органист Гарри Гродберг, виолончелист Борислав Струлёв и оперная певица Хибла Гирзмава. В год […]
21 августа исполняется 35 лет звездному музыканту, который первым начал играть на виолончели джаз и записывать с ней саундтреки к фильмам и ситкомам «Труду» Борислав рассказал, что побудила его, академического исполнителя, стать шоуменом. — Наверное, день рождения отметите концертом? — Да, он состоится прямо 21 августа в историческом месте — нью-йоркском клубе «Бердленд», где когда-то […]
Поздравить театр пришел и президент России Владимир Путин, который отказался от предназначенной для высоких гостей ложи Годо и выбрал место в восьмом ряду партера. Обошлись без обычных в таких случаях длинных официальных речей. После шутливого приветственного слова Александра Калягина начался концерт для друзей. Открылся он необычным и очень эффектным шоу машинерии сцены: под экспрессивную музыку Шостаковича […]
«Человек, имеющий ежедневные отношения с классической музыкой, в какой-то момент неминуемо проникает в суть прекрасного — в том числе и в отношении одежды…»
В эти дни в Москве проходит музыкальный фестиваль «Crescendo». Сегодняшнее выступление на фестивале одного из лучших виолончелистов планеты Борислава Струлева должно стать настоящим событием для культурной жизни столицы. Музыкант не играл в Москве уже 10 лет! Сегодня он примет участие в Джазовом концерте (в Концертном зале имени Чайковского) вместе с Денисом Мацуевым и Государственным камерным […]
«Музыкантом высоких оборотов, лучшим виолончелистом планеты называют Борислава Струлева музыкальные критики мира. Его исключительный темперамент и техника поражают, а обаяние и невероятный звук завораживают и очаровывают зрителей всех известных сцен мира…»
Своими учителями Борислав Струлев называет Мстислава Ростроповича, Йо-Йо-Ма, Марту Истомин-Казальс, Давида Герингаса, Валентина Берлинского. С одним из ведущих виолончелистов мира беседовала корреспондент «Недели» Елена Калинина. Неделя: Вы очень много играете новаторский, неклассический репертуар. Борис Струлев: Да, это и тандем с Гришковцом, и выступление с группой “Ума Турман”, с Тамарой Гвердцители придумали новый дуэт — “И […]
Борислав Струлев, исполнитель музыкальной партии в фильме Бессона, примет участие в фестивале «Crescendo»…
Предпоследний день фестиваля «Crescendo-2009» в Пскове оказался, наверное, самым разнообразным. К музыкантам присоединились театральные артисты. Вернее сказать, они к ним не присоединились, а играли отдельно, в пяти минутах ходьбы друг от друга. Таким образом, любителям музыки и театра пришлось разрываться между Большим концертным залом Псковской областной филармонии и Псковским академическим театром драмы. В филармонии играли […]
— Как виолончелист, я работаю в очень разных направлениях, — говорит Борислав Струлев, – от классики, джаза и до поп-музыки, играю на самых значительных сценах мира.
Критика наградила его целым рядом эпитетов: «виолончелист высоких оборотов», «монстр струнный», «музыкант исключительного темперамента и техники», «один из лучших виолончелистов планеты»… И это все о нем, Бориславе Струлеве. Сергей Москалев: Борислав, ты давал интервью «Голосу Америки» лет пять назад. Что сейчас у тебя? Некоторые критики уверяют, что твой друг-мегазвезда классический пианист Денис Мацуев и ты […]
Премьера программы виолончелиста Борислава Струлева «MIX Египетских пирамид» состоялась 15 декабря в рамках фестиваля «Magic Mix» в особняке приемов и торжеств Петра Смирнова.
9 декабря состоялась ХI ежегодная церемония вручения премии в области развития гостиничного комплекса города Москвы «Хрустальная ладья — 2005″.
Борислава Струлева называют одним из лучших виолончелистов планеты. А его дебют в нью-йоркском Карнеги-холле с легендарным пианистом Байроном Джайнисом, когда они вместе исполнили Сонату Шопена, критики назвали сенсационным.
Молодой, но уже хорошо известный виолончелист Борислав Струлев покорил не только слушателей всех знаменитых концертных залов мира, но и особую публику — участников прошлогодней церемонии вручения премии «Хрустальная ладья»…
3 октября 2005 года Госоркестр принял участие в праздновании Дня города, выступив на двух фестивалях. Это I Международный фестиваль «Музыкальный квартал», который, по идее организаторов, должен стать ежегодным и будет проходить на самых «музыкальных» улицах Москвы — Большой Никитской и в Брюсовом переулке. Сама история создавала год за годом музыкальный квартал. Здесь расположен Московская консерватория […]
Звезды устроили модное дефиле и остались равнодушны к итальянскому кинематографу Ксения Иванова 18 июня 2005 В пятницу вечером в столице открылся XXVII Московский международный кинофестиваль. Торжественную церемонию посетили отечественные «звезды»: Федор Бондарчук, Ольга Орлова, Лидия Федосеева-Шукшина, Людмила Гурченко и другие. На премьеру фильма конкурсной программы ММКФ «Желанная жизнь» остались немногие. Большинство почетных гостей разбежалось сразу […]
На днях завершился фестиваль Crescendo, который придумал известный музыкант, победитель последнего Конкурса им. Чайковского Денис Мацуев. Идея Crescendo – представить широкой публике новое поколение русской исполнительской школы. Открытием для московской публики стал Борислав Струлёв – музыкант яркий и неожиданный. Выпускник Центральной музыкальной школы в Москве, а затем – Манхэттенской школы музыки в Нью-Йорке, он уже […]
Borislav Strulev premiered it in Sweden in June, and now the concerto has found its way to Milwaukee. Strulev played the U.S. premiere here Friday, with guest conductor Miguel Harth-Bedoya and the MSO.
Борислава Струлева в Иркутск на самый первый фестиваль классической музыки «Звезды на Байкале» привез наш знаменитый земляк Денис Мацуев. С тех пор участие одной из лучших виолончелей современности в фестивале является обязательным. Хотя уже более 15 лет музыкант живет в Нью-Йорке, гастролирует по всему миру, выступая в лучших концертных залах с самыми знаменитыми мировыми оркестрами. […]
Концерт В. Волтона был сыгран на высочайшем уровне. Выходец из России, виолончелист Борислав Струлёв играл с невироятно сильной концентрацией. Обычно мне тяжело воспринимаь этот концерт, поскольку он в основном ощущается, как дополнитель к “иго” для талантливых виолончелистов, но Струлёв увлёк нас в ослепительных солистских вспышках и оттенках, особенно легатные места имели ту лёгкость, которая требуется […]
“Виолончелист Борислав Струлёв наэлектризовал зрителей.” — Написал Пер-Инге Планефорс Не меньше, чем 3.500 оборотов в минуту. Я конечно имею ввиду феноминально одарённого и музыкально целеустремлённого виолончелиста – звезду Бориславa Струлёвa. Он сыграл необыкновенно успешный концерт. Он совершенно наэлектризовал многочисленную аудиторию полным фантазии концертом Вильама Волтона, написанного в 1956 году. Фрагмент памяти, который вызвал метафору “3.500 […]